Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главные

version 1

Елена Клишина - Спойлеры

spoylery3 spoylery4

Автор блестящего покушения на классику — Елена Клишина, алтайская писательница, лауреат премии им. В. Крапивина. Жюри премии высоко оценило ее смелость и свежесть взгляда на подростков с их иронией, дерзостью и поиском собственной шкалы ценностей.

Год выпуска: 2020

Серия: Встречное движение

Жанр: детская проза, книги для подростков

Электронная книга, выпущенная в 2020 году, принадлежит жанру «Детские книги». Тематику книги можно охарактеризовать по следующим тегам: взросление, жизненные ценности, книги о детстве, книги о подростках, поиск себя, школьная жизнь.

Интересно, согласятся ли все с таким мнением: "Я за любые способы привлечения к чтению: хоть экранизация, хоть рэп, хоть вольный пересказ на языке целевой аудитории".

 

Оглавление

 

spoiler photo

Говорит автор. О том, как были написаны «Спойлеры»:

Учительница русского языка и литературы моей старшей дочери на каждом родительском собрании исполняла «плач Ярославны»: «Не читают!» Я сидела и думала: ну как же так, да, «Война и мир» - это и кирпич и тоска смертная, но ведь это и «карты, деньги, два ствола», чего только стоит неудавшееся похищение Наташи Ростовой Анатолем! Дуэли! Интриги! Движуха! Молодежь тогда вон как развлекалась.

И еще я подумала: может быть, обо всем этом нужно рассказывать как-то по-другому? Ну, не в школе, конечно, не с университетских кафедр. А как если бы тебе пересказывал эти произведения приятель – как умеет. Так рассказывает, что хочется побежать, скачать книжку и проверить, врёт ли он или на самом деле там так написано.

Выпускать эту рукопись в мир было страшно: за такие-то словеса в адрес «великих русских» «Табашникова» высекут во всех соцсетях. Но для меня весь будущий гнев, направленный на главного героя и автора, уже перевесило одним отзывом одного преподавателя из педагогического колледжа:

«Мы два года не могли обратить учащихся к русской литературе. И я решила потратить один урок на то, чтобы они скачали «Спойлеры» и прочитали. И это сработало!».

В общем, ругать подождите. Там ведь не только «хайп», «сорян», «чики» и «как это развидеть». Там ведь есть еще и такое: «Написал О. Л. в личку: Зачем мы вообще читаем книги? Они, что, нас реально чему-то учат? Вот это всё вековой давности. Смысл?

О. Л.: Да, я верю в это. Помнишь, у Обломова: «Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя, и обращайтесь с ним, как с собой, - тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову». Русская литература и плачет, и протягивает, и видит человека, и нам дает посмотреть на него».

 

Интервью с автором

Корреспондент: Когда вы начали писать для детей и почему именно для них?

Елена Клишина: Я начала писать для детей, когда моей старшей дочери было шесть лет, то есть одиннадцать лет назад. И я не принимала никакого судьбоносного решения в духе "с этого дня я пишу для детей". Мы гуляли вместе с дочерью, и она занималась своими делами, а я просто сидела на лавочке, приглядывала за ней и думала о чем-то своем. И оказалось, что мысли складываются в сказку.

Корр.: О чем вы пишите? Какие мысли хотите донести?

Е.К.: Мне кажется, я фиксирую реальность, как я это могу и, надеюсь, умею. Люди по-разному это делают: кто-то с помощью музыки, кто-то с помощью визуальных образов, технического творчества. А есть еще люди текста. Пишу я о том, что мне интересно, что мне кажется важным: семья, родители и дети, русский язык, космос...

Корр.: Должен ли детский писатель оставаться ребенком в душе? Если да, как это удается?

Е.К.: В каждом взрослом человеке живет ребенок, я в это верю.

Корр.: Можно ли заставить ребенка полюбить книги?

Е.К.: Заставить нельзя, ввести книги в жизнь ребенка можно. Начинать это нужно в самом нежном младенческом возрасте, при этом позволять их жевать, изрисовывать, рвать, облизывать, ведь магия книги работает не тогда, когда она стоит на полке и ее запрещают портить и пачкать, а когда она в руках. Родителям нужно читать самим, нужно читать детям перед сном, нужно водить детей в библиотеку, нужно водить их в книжные магазины и говорить "Выбирай, что хочешь", хотя бы изредка. Потому что у каждого, даже у самого маленького, должен быть свой читательский выбор. Но при этом можно и "подсовывать" определенные книжки – мол, смотри, вот интересная вещь, может, прочитаешь, интересно узнать, что ты думаешь.

Корр: Это заблуждение, что современные дети не читают?

Е. К.: Дети читают, но читают что-то свое, и пусть так, чем никак. Дети приходят в библиотеки, и летом, например, в библиотеке им. Крупской я даже наблюдаю очереди.

Корр.: Кто из детских авторов вдохновляет? Есть ли в России и в мире современные выдающиеся детские писатели, которых можно сравнить с Андерсеном? Ведь именно в его день рождения отмечают Международный день детской книги.

Е.К.: Достойных детских писателей сегодня очень много, и я советую обращать внимание на авторов из длинных и коротких списков различных конкурсов и премий, например, премии Крапивина. Отличным "навигатором" могут служить блоги книжных обозревателей, специализирующихся на детской литературе. Мне очень нравятся такие авторы как Наталья Евдокимова, Эдуард Веркин, Наталия Волкова, Мария Рупасова, Анна Никольская с ее барнаульской повестью "Я колбасника убил", Ольга Колпакова. А сколько еще зарубежных авторов – Мария Парр, Кейт ДиКамилло, Нил Гейман, Роальд Даль – пусть его уже нет, но его книги мы открываем заново и заново. Не знаю, можно ли кого-то из них сравнить с Андерсеном, да и зачем это делать? Если бы все писали "под Андерсена", читать было бы невыносимо скучно.

Корр.: Лучшая книга уже написана или еще впереди?

Е.К.: Каждая последующая книга мне кажется лучше предыдущей, пока могу сказать так.

 

spoiler photo 2

Узнаём побольше об авторе

  • Елена Ожич (Клишина) – известная в Барнауле детская писательница и поэтесса.
  • Окончила факультет филологии и журналистики АлтГУ в 1997 году.
  • Публиковалась в «Ликбезе» и газете «Молодежь Алтая».
  • Выпустила аудиокнигу с детскими сказками «Мышиный цирк».
  • Часть тиража была передана учреждениям для незрячих и слабовидящих, детским и школьным библиотекам Барнаула.
  • Автор книг «Истории взрослых», «Как я ничего не ела», «Звезды, найденные в лесу».
  • Написанные ею сказки публиковались в сборниках, изданных в Санкт-Петербурге и Германии, а также в интернет-журналах.

- Откуда вдруг такая «болезнь», в смысле тяга к литературному творчеству? Наследственное?

- С моими родственниками это никак не связано, и, насколько я знаю, в нашей семье до меня этим никто не занимался. Началось все в школе. В 123-й гимназии учительница литературы Людмила Александровна «подсадила» весь наш класс на Серебряный век русской поэзии. И тут выяснилось, что буквально каждый из нас что-то пишет: стихи, рассказы, музыку. Но чаще всего стихи. Со стихов началось и у меня, а потом пришла детская проза.

- Я считаю, что в чтении все зависит от родителей. Сужу по своей старшей дочери Арине. Мы ей стали читать книжки очень рано и делали это каждый вечер, невзирая на обстоятельства. Устал - не устал на работе, больной ты или здоровый - книгу ребенку обязан почитать. Такой у нас сложился ритуал.

- Какие вопросы чаще всего задают на встречах?

- Я встречаюсь в основном с детьми, и им всем интересно, как стать писателем. Я так подозреваю, что каждый из них пробует себя на этом поле и теперь они ищут путь для развития. Во-первых, нужно много читать. Тогда будет большой словарный запас, без которого писателю никак. Нужные слова будут приходить в нужные моменты, вовремя и точно. Нужно много работать, что нельзя считать написанный тобой текст чем-то незыблемым, от чего уже нельзя «отрезать» или, наоборот, «пришить», нужно не бояться каждый раз его «кроить».

- А почему все-таки детские книжки?

- Не мы их выбираем, они нас.

- Автор «Незнайки» Николай Носов сказал как-то, что для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только лучше. Что значат эти слова?

- Что для детей нужно писать честнее, искреннее, зажигательнее, что ли. Во взрослых книжках это тоже нужно, конечно. Но тут… Другим языком нужно говорить – проще, доступнее, но при этом должен быть внутренний, детский такой кураж. Когда накопившиеся в тебе образы, слова нужно выплеснуть наружу. Если там, в голове, что-то вяловато «шевелится» – незачем это и трогать. По крайней мере, у меня так.

 

«Заставить нельзя убедить». Интервью с Еленой Клишиной

Как часто вы перечитываете любимые книги?

— Не могу сказать, что я часто что-то перечитываю. Даже освежить в памяти школьную литературу — вызов для меня. Как и для моего героя — он же сначала не хочет, а потом понимает, что не все взрослые читали те же самые произведения. А если он это сделает — то утрет им нос.

У меня нет понятия любимая и нелюбимая книга. Скажу словами учительницы из тех же «Спойлеров»: русская литература — это как заповедник, туда надо ходить как в музей. При желании эту дорогу можно вспомнить или забыть. А вообще, русская классика встраивается в наш обмен веществ. Как человек с точки зрения химии состоит из кальция, железа, магния и прочего, так и сознание состоит из культурных кодов, которые встраиваются в нас через литературу, живопись, музыку.

Как лучше читать — с бумажной книги или электронного носителя, как это делает герой «Спойлеров»?

— Здесь ключевое слово — «читать». Можно делать это любым способом, кому что нравится.

В книге, кстати, был момент, когда у героя сломался ридер, и он пошел записываться в библиотеку — «как будто пиво покупал», тоже паспорт спрашивали.

И это не придуманная история. Много подобных моментов в «Спойлерах» — это рассказы моих знакомых. Например, одна подруга сказала, что ее сын внезапно стал читать книги и начал с «Мастера и Маргариты» и Ницше. Ее это насторожило. В своей книге я утрирую это — мама героя переживает, что ее сын зачитывается Пушкиным до 4 утра: «Ты у меня ничего не употребляешь, сына?».

А можно ли в принципе заставить ребенка читать школьную литературу?

— Не знаю, у меня универсального рецепта нет. Могу сказать только за себя: если вы хотите, чтобы ваш ребенок был чем-то занят — убеждайте личным примером. Ходите вместе в библиотеку, книжные магазины.

Как выбрать хорошую детскую книгу?

— Если совсем не знаете, что выбрать — сходите в библиотеку, фонды постоянно пополняются новыми произведениями. Полистайте, если понравится — можно сходить в книжный и купить. Обращайте внимание на разнообразные литературные премии — это своего рода готовая рекомендация. Также многие издательства ведут свои аккаунты в соцсетях и рассказывают о новинках.

Насколько сложно региональному писателю издать свое творение?

— Если вы хотите опубликоваться в большом издательстве и поставить книгу на полку в магазине, то да, это сложно. Факторов может быть много — текст не дотягивает до определенного уровня, у издателя замыливается глаз и в большом потоке он не замечает ваше произведение. Вмешиваются маркетинговые дела — когда издатель понимает, что вот эту книгу он продаст, а эту нет. Но есть много других способов опубликоваться — в интернете, с помощью краудфандинга, выиграть премию.

Но жить только за счет писательского труда нельзя. Он приносит деньги, но не так много и не так часто, как хотелось бы.

Есть ли рецепт успешной книги? Как создать второго Гарри Поттера?

— Если бы он был, я бы давно занималась только писательством. Рецепт может быть только один — надо постоянно работать. Сегодня писать лучше, чем вчера.

Считается, что существует всего 36 тем, поэтому ничего нового уже никто не придумает. Но ракурс этих идей может быть очень разным.

Например, если брать «Спойлеры», то книга, возможно, напоминает «Библию в СМС» автора Аи эН. Там по сюжету пожилая родственница задумала передать наследство и поставила родственникам единственное условие — за определенный период прочесть всю Библию. Герои произведения, брат с сестрой, поделили ее между собой и кратко пересказывали друг другу через смс-ки.

 

Спойлер на «Спойлеры»

— Как у Вас возникла идея такого произведения?

— После окончания школы и университета во мне сидела мысль дочитать недочитанное и перечитать прочитанное. Когда появилось свободное время, я вернулась к этой теме.Перечитывая школьную классику, я осознала, что ничем не связана. Мне не надо сдавать экзамены, нет обязательств по срокам. На каждое произведение у меня возникала интересная, нестандартная рефлексия. Так возник сюжет, что подросток читает заданную литературу и записывает в социальных сетях свои мысли, рассуждения. Сквозь это прорастают другие, в том числе философские вопросы — кем стать, куда пойти учиться, что такое любовь.

Я не филолог, не исследователь русской литературы, не педагог. Наверное, во мне говорит какой-то внутренний подросток, который недовысказался в свое время, а теперь он так проявляет себя. К этому произведению не надо подходить с филологической точки зрения. Это не высокохудожественная литература, а своеобразный рекламный буклет. Он сделан так, чтобы потом захотелось проверить — а действительно ли это было написано в самом произведении?

— И правда проверяют?

— На премии Крапивина (международная детская литературная премия за лучшую прозу для детей среднего школьного возраста, «Спойлеры» — главный лауреат 2019 года) был круглый стол с участием учителей, преподавателей вузов, библиотекарей. И некоторые говорили, что после «Спойлеров» обратились к первоисточнику.

— Ваша старшая дочь уже прочитала книгу?

— Да, но она сказала: «Мам, мы так не разговариваем». Сначала я подумала, что не попала в подростковую аудиторию. Но с другой стороны, у меня не было цели отразить язык, на котором они говорят.

— А мне показалось, что получилось очень точное попадание.

— Я бы сказала, что это такой стеб на сленг. Мои знакомые, которые читали «Спойлеры», говорили, что это не литературный язык, а у нового поколения уже свои словечки. Ну, и бог с ним! Главное, чтобы условный Вася, который книжку не берет в реки, побежал в библиотеку. Мне кажется, такие методы куда лучше, чем: «Читай, Петров, „Войну и мир“, а то двойку получишь». Мама одной девочки, которой я пересказала часть «Спойлеров» (поскольку книга еще не издана), написала мне: «Не знаю, как вы это сделали, но она на следующий день полезла искать «Бедную Лизу» и «Идиота». Так что это работает!

— А есть ли такое произведение, которое вы сознательно не стали разбирать?

— Да, это «Тарас Бульба» Гоголя. Там всего хватает — и все виды жестокости, неприглядный вид пьяных людей, нынешние политические моменты — я не стала хайпить на этой теме.

 

5 фактов о «Спойлерах»

1. В ироничном ракурсе предстаёт школьная классика в книге лауреата премии Крапивина Елены Клишиной: живые голоса подростков ломают стереотип о том, что классика – это скучно.

2. На самом деле вопросы, поднятые в набивших оскомину книгах, нужны и важны, но мы так привыкли, что классик – бронзовый памятник и обсуждению не подлежит, что у бедных классиков не осталось никаких шансов. Если нельзя обсуждать, зачем изучать? Повесть «Спойлеры» – та самая книга, которую отлично обсуждать вместе.

3. Классика – это вечные вопросы, что раз за разом они проходят проверку временем. На уроках литературы учителя хотят от старшеклассников, чтобы они провели параллель между собой и героями книг. Да ведь именно это здесь и происходит!

4. Шанс для взрослых: давно ли вы перечитывали ту самую «Золотую полку», которую так настойчиво рекомендуете подросткам? Самое время освежить память. Ведь вы тоже изменились – и разве не интересно, какими глазами вы увидите классический сюжет сейчас?

5. Чему учит эта книга? Она учит не заучивать чужие слова, а самим читать и составлять своё мнение!

 

Как относиться к спойлерам?

О названии:

Спойлер— от. англ. to spoil (портить, мешать).

Спойлер — раньше времени раскрытая информация о сюжете и героях, которая может испортить впечатление от фильма.

Есть масса знаменитых и достойных уважения людей, которые совсем не боятся спойлеров. Все они считают, что в плохом фильме судьба героев и так написана на их лицах либо просчитывается за счёт знания штампов кинематографа, а достоинства хорошей ленты точно не ограничиваются сценарием.

Спойлер просто не может испортить хорошую историю, потому что она всегда нечто большее, чем самый хитроумный сюжетный поворот.

Именно об этом говорит, например, Стивен Кинг, который уже несколько лет нарывается на критику фанатов за то, что постоянно раскрывает у себя в "Твиттере" секреты сюжетов прочитанных им книг.

О том же пишет и автор нашумевшей в англоязычном мире колонки Линдси Кинг-Миллер. Она считает, что мы настолько зациклены на желании удивиться, что ждём только этого, упуская из виду всё остальное. Эффект неожиданности волнует нас больше самого произведения и его трактовки, что мешает нам нормально осмыслить темы и проблемы, которые поднимаются в книге или сериале.

Мы давным-давно знаем, чем закончатся знаменитые произведения вроде "Ромео и Джульетты", но разве они от этого стали хуже?

В эксперименте профессора психологии Калифорнийского университета в Сан-Диего Николаса Кристенфельда две группы людей читали по 3 коротких рассказа о сверхъестественном. Первой группе якобы случайно проспойлерили концовку одного из рассказов в самом начале чтения, а второй - когда читатели дошли примерно до середины этого рассказа. По 2 текста у каждой группы остались "неиспорченными" спойлерами.

В обеих группах люди потом выбрали проспойлеренный рассказ в качестве лучшего. Зная финал, они лучше понимали детали сюжета, подмечали нюансы и в итоге решили, что именно эта история написана лучше и глубже отражает психологию героев. А всё потому, что они не отвлекались на попытки догадаться, что будет дальше, и просто наслаждались текстом.

 

Онлайн-встреча с Еленой Клишиной

 

Отзывы

Людмила Санкина, директор Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К. Крупской

Начала читать книгу в самолете. Пока он набирал высоту, я дочитала до середины и поймала себя на том, что смеюсь уже вслух, а сидящие рядом пассажиры поглядывают на меня: кто-то с недоумением, кто-то с белой завистью. Читалось легко, на одном дыхании, хотелось побыстрее узнать, что же дальше, какое же будет следующее произведение и как увидит его герой. Некоторые сленговые слова, правда, заставляли ненадолго зависнуть. Чем дальше я читала, тем больше входила в азарт: если уж не прочитать оригинал (классическое произведение из школьной программы), то хотя бы поподробнее вспомнить его сюжет и своё тогдашнее восприятие. Мне думается, что идею подобной интерпретации классических произведений могли бы взять на вооружение учителя литературы, стимулируя к прочтению текстов проецированием на современную реальность, близкую нынешним подросткам, и уже потом будет намного интереснее всем вместе их обсудить и понять – классика вечна, просто каждое поколение описывает одно и то же по-своему.

Елена Квашнина, учитель русского языка и литературы, член Литературного совета Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина.

Жизнь человека XXI века подчиняется законам экшена: увеличиваются скорости, требуется постоянная концентрация, невозможно прожить без умений выходить из кризисных ситуаций и справляться со стрессами. Все труднее ответить на вопрос о том, зачем в этом сложном и запутанном мире слишком медленная, тормозящая человека литературная классика.

На вопрос «Зачем мы вообще читаем книги?» пытается ответить главный герой «Спойлеров» Захар Табашников, литературой никогда не увлекавшийся. Приняв вызов от учителя литературы, он начал читать программные произведения и писать о них в социальных сетях. «Белинский нашего времени», выкладывая спойлеры прочитанных пьес, повестей и романов, не стесняется в выражениях, не всегда аккуратен в своих высказываниях, категоричен и ироничен. Чем закончится этот эксперимент? Каким будет ответ на вопрос о том, зачем вообще читать книги?

 

Мнения разделились

  • Прекрасное произведение, грамотные вопросы. Готова дать прочитать своим детям. Читала бы и читала продолжение. И русская и зарубежная классика играет новыми красками в таком изложении, сохраняя вечные смыслы.
  • Читается книга легко интересно, несмотря на молодёжный сленг все понятно и доступно. Интерпретации и смыслы произведений заставляют остановиться и задуматься, возникает желание перечитать программные произведения.
  • Лучше бы сама написала что-нибудь вроде Обломова или Грозы. А то читать нечего, одну чушь печатают.
  • Очень  непривычно читать книгу, написанную на таком сленге. Местами казалось, будто читаю тюремный жаргон.

 

А вы на какой стороне в обсуждении «Спойлеров»?

Оставьте свой отзыв в падлет. Ссылка будет доступна в ближайшее время

 

Главная

О гимназии

Прием

Подразделения

Сведения

Гимназия

ГИА

Образовательный

Инновационная

Методическая

Я - ПРОФИль

Ресурсный центр

Доступная среда

Наставничество

Электронный дневник

ФГИС «Моя школа»

Электронные ресурсы

Умницы и Умники 2024

http://www.zoofirma.ru/