Здравствуйте, дорогие друзья.
Многие из нас, жителей Санкт-Петербурга, а также гости нашего города, посещали многочисленные музеи и временные выставки, которые ежедневно проходят в Северной столице. Центральным музеем, одним из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических мест России и Мира по праву считается Государственный Эрмитаж.
Как часто мы останавливались в Рыцарском зале, чтобы на несколько минут представить себя храбрыми и отважными героями какого –либо приключенческого романа, были в зале, посвященном Древнему Египту, с десятками саркофагов, что притягивают к себе и манят, заслушивались загадочными мифами и легендами, которые, как говорят хранители музея, иногда происходят в реальности. И тогда с еще большим любопытством ты жадно начинаешь изучать тот или иной “потусторонний” случай, зафиксированный в египетском зале.
Но, пожалуй, одной из самых интересных легенд, которая существует и по сей день, является та, которая рассказывает о таинственной эрмитажной надписи, будто оставленной самолично императрицей Александрой Фёдоровной, женой Николая II.
Правда это или очередная легенда – сегодня мы вместе с артистами, учениками 9(е) класса, точно найдём ответ благодаря проекту “Устный журнал”.
В зале гаснет свет, и на сцене появляются главные герои, произведения искусств: “Флора” Рембрандта, написанная в 1634 году, “Девушка с веером” - картина, написанная французским художником Пьером Огюстом Ренуаром в 1881 году, Молодой человек с перчаткой в руке – портрет, превосходно исполненный голландским живописцем Франсом Хальсом, статуя богини Афины и статуя египетской богини радости, веселья и любви – Бастет.
Кажется, что наши герои так и простоят всю ночь, но это далеко не так. Как только последние посетители завершают свои экскурсии, когда смотрители, хранители залов проверяют все помещения, чтобы всё было в порядке, и закрывают на замок все двери, начинается волшебство.
Начинает звучать мелодия, и вдруг магия или наше воображение начинают наделять все картины, которые присутствуют на сцене, жизнью. Они оживают прямо у нас на глазах и начинают вести с нами, зрителями, диалог о той самой надписи: уж больно любопытно понять, существует она или все-таки это еще одна красивая легенда.
Большая эта надпись или маленькая, спрятана ли она ото всех глаз или наоборот, как это чаще всего бывает, находится “перед самым носом”, и поэтому её не замечают – такое тоже бывает.
Мы начали своё путешествие с Древней Греции, может быть, потому, что в течение долгих лет в музей входили через подъезд с атлантами, и до сих пор античная экспозиция начинается именно отсюда и в целом повторяет прежнюю, подготовленную ещё в начале XXвека.
Может быть, надпись скрыта в зале под номером 100 – зале Древнего Египта. Более чем за 250-летнюю историю много чего изменилось в Египетском зале. Но наша гостья, наш проводник богиня Бастет поведала нам, что среди экспонатов находится богиня войны Мут-Сохмет. Богиня стратегии и мудрости, она же самая кровожадная богиня палящего солнца и яростной войны. Этот зал не самое подходящее место для надписи.
Мы можем лишь только догадываться, о чём может гласить данная надпись… Многие, конечно же, решат, что о любви. Но порой, когда человеку представляется случай что-то написать в публичном месте, он может сочинить многое и не факт, что именно о любви. Поверьте.
Наши герои выдвинули предположение, что надпись и вовсе могла не сохраниться из-за пожара 1837 года в Эрмитаже, когда огонь победителем ходил на пустынном просторе, освещая собой широкие переходы и вырываясь наружу, сметая всё на своём пути…
Но Александра Фёдоровна родилась в 1872 году, так что пожар был задолго до неё, и надпись, возможно, и сохранилась…
Конечно, можно выдвинуть предположение, что надпись находится в Военной галерее 1812 года, среди портретов 332 генералов, или она вовсе зашифрована? Всё может быть!
Или, может быть, надпись и вовсе находится в Главном штабе, там, где сейчас импрессионисты и “Танец” Матисса. Несомненно, стоит проверить это, и вместе с нашими проводниками мы отправляемся в путь.
Кажется, мы так и будем её искать, что всё-таки она существует.
Надпись Александра Фёдоровна вырезала с помощью бриллиантового кольца на одном из окон 185 зала 7 марта 1902 года. Там написано: “”Nicky 1902 lookingatthehussars. 7 March”, что в переводе означает: “Ники смотрит на гусар”. Имеется в виду, конечно, её муж, Николай Второй. Несмотря на революцию 1917 года, пожар Гражданской войны, ремонты дворца и страшную блокаду, это стекло с надписью уцелело.
Браво! Просто Браво! Народный учитель РФ, директор Академической гимназии №56 Майя Борисовна Пильдес выразила слова восхищения такому лаконичному, грамотному и насыщенному устному журналу, всем педагогам, учителям, которые приняли активное участие в реализации данного проекта, классному руководителю Бесядовской Надежде Александровне.
Большое спасибо родителям, которые нашли время, чтобы прийти на выпуск устного журнала.
Спасибо.